Храм строим на века. Интервью Председателя Совета Ассоциации, Генерального директора Фонда "Воскресение" А.Н. Каньшина газете "К

Продолжается возведение Главного храма Вооружённых Сил в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Этот масштабный проект уникален. И о том, как идёт работа по строительству Главного храма Вооружённых Сил, рассказывает Председатель Совета Ассоциации, Генеральный директор Благотворительного фонда «Воскресение» Александр Каньшин. Напомним, что строительство храма ведётся за счёт добровольных пожертвований, на народные деньги. И фонд, некоммерческая организация, специально создан для аккумуляции средств на его возведение.

– Александр Николаевич, уникальность храма и в том, что он возводится как духовный памятник в честь Великой Победы народа в Великой Отечественной войне. Но в Российской армии не все верующие – православные. Скажем больше: далеко не все воен­нослужащие – верующие. В то же время заявлено, что возводится храм всех Вооружённых Сил России. Чем оправдано строительство такого огромного православного храмового комплекса?

– Если говорить о строительстве православных храмов, то нельзя не вспомнить отечественную историю. Эта традиция имеет глубокие вековые корни. Церкви строились ещё на братских могилах героев Куликовской битвы. Был основан монастырь в честь Рождества Богородицы для поминовения воинов, павших во время сражений. И на сегодняшний день это не только наиболее древний, но именно уникальный вид памятника, который сочетает в себе церковь, мемориал и музей. Это молитва, сохранённая в камне. И главная задача такого храма – моление о погибших воинах, о героях, сражавшихся за Отечество. Но это отдельный разговор. Отмечу, что, по данным соцопросов, к православным себя относят 87 процентов военнослужащих. Но есть в строю и мусульмане, буддисты, представители других конфессий.

87 процентов – внушительная цифра. Поэтому в Вооружённых Силах имеется и институт военных священников. Ведь наша армия всегда славилась не только мощным оружием, но и тем, что у нас придавалось огромное значение морально-психологической составляющей воспитания. Культура, духовность всегда были нашим мирным оружием. Об этом нельзя забывать и сейчас. И церковь как раз эту духовность укрепляет. Стоит напомнить, что именно церковь выдвинула немало людей, сыгравших выдающуюся роль в защите Отечества, в укреплении его единства.
Что касается других конфессий, то мы не видим никаких проблем во взаимодействии с ними. Об этом не раз говорил и наш патриарх. У всех людей ведь единый язык – язык веры.
Кроме этого, надо не забывать, что возведение Главного храма Вооружённых Сил – это всенародная стройка символа памяти о Великой Победе. Вспомним, что есть Храм Христа Спасителя, посвящённый победе в Отечественной войне 1812 года. Но у нас нет храма, который бы был посвящён Победе в Великой Отечественной войне.

И этот собор станет на самом деле памятником на века всем, кто отдал свои жизни, кто сражался за нашу общую Родину. На сайте нашего фонда есть специальный раздел, посвящённый Общероссийской патриотической акции «Мы – наследники Победы!» под девизом «Расскажи историю своих предков». Сюда каждый может направить данные о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, их фотографии. Эта информация будет размещена в храмовом музейном комплексе. Более 33 миллионов фотографий! Работа по сбору информации о героях Великой Отечественной войны сейчас активно ведётся в военкоматах, данные будут присылать и из бывших республик Советского Союза, нашего общего в военное лихолетье Отечества.

Действительно, не все являются верующими. Но такая память о защитниках своей страны, своего дома в равной степени важна для всех. И каждый, кто придёт сюда, вспомнит своих близких, а кто-то найдёт здесь и их фотографии, имена. Это памятник победе во имя мира, ведь ни одна религия не призывает к вражде и братоубийству. Поэтому можно надеяться, что Главный храм Вооружённых Сил Российской Федерации будет объединять всех без исключения военнослужащих.

– Храм строится на народные пожертвования. Можно ли быть уверенным в том, что каждый рубль из собранных денег пойдёт по назначению? Как организован контроль за их расходованием?

– Как известно, идеологом и генератором строительства является министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу. Контроль за процессом строительства и им, и его заместителями ведётся строжайший.
Задача нашего фонда именно оказывать содействие в строительстве храма. В этой связи важно подчеркнуть, что фонд не просто некий кошелёк, куда складываются общественные деньги, а потом из него извлекаются. Это сложный механизм, который действует строго в рамках российского законодательства. Фонд зарегистрирован Мин­юстом 17 августа 2018 года. За это время юристы Минобороны и целая команда специалистов – экономистов, финансистов, строителей, юристов других ведомств – разработали регламентирующие документы, которые регулируют правила сбора средств и выделения их на реализацию проекта. Важно отметить, что все эти люди работают как волонтёры, бесплатно.

При фонде существуют технический и художественный советы по строительству храма. Их деятельность курируют заместители министра обороны Тимур Иванов и генерал-полковник Андрей Картаполов. На каждом объединённом заседании этих советов присутствует лично министр обороны. Иногда в работе принимает участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также внимательно изу­чает все эскизы, задумки, предложения.
Специалисты – сметчики, художники, независимые эксперты – тщательно просчитывают все детали проекта. Утверждённые предложения вносятся в протокол, который подписывают все члены технического и художественного советов. Там большая группа – художники, архитекторы, специалисты в области строительства, представители различных общественных, коммерческих организаций. И, подчёркиваю, с учётом плотного взаимодействия всех структур деятельность по строительству храма, в том числе по заключению договоров с подрядчиками, максимально прозрачна.

После оформления протокола я, как генеральный директор, подписываю платёжные поручения. И только после того как наши подрядчики, в том числе главный архитектор храма Дмитрий Смирнов, перед нами отчитались, мы проводим следующий транш. Вся информация детально отображена на сайтах фонда, Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, а также сайтах различных подрядных организаций. Надо отметить, что на сайте фонда ежедневно обновляются данные по общему количеству собранных средств.
В фонде «Воскресение» людей работает немного, но нам активно помогают волонтёры, которым мы очень благодарны. Они, понимая всю важность строительства такого храма-памятника, представляют фонд в субъектах Федерации, в войсках, в военкоматах. Через них мы обратились к губернаторам, к мэрам, заключили договора с различными общественными организация­ми, в том числе с ветеранскими и молодёжными, в частности с ДОСААФ и движением «Юнармия». На сегодняшний день подписано более 250 договоров о совместной работе.
Отмечу, что фонд контролирует не только расходование средств, но и проводит работу по информированию о том, на что уходят деньги. В соответствии с договорами, которые мы заключили с юридическими лицами, а их на сегодня более трёхсот, мы отчитываемся и перед ними за расходование пожертвований. И такую политику строгой отчётности будем вести постоянно.
Так что средства фонда распылить невозможно. Ни одно решение не принимается единолично. Вопросы закупок материалов, оплаты работы специалистов, строительства – всё проходит через несколько экспертиз. Кстати, в настоящий момент проходит аудит фонда, а в апреле нашу работу проверит Министерство юстиции.

– В рамках международной архитектурной биеннале в Венеции проект Главного храма Вооружённых Сил был показан на выставке «Современная русская церковная архитектура». На какие средства это было организовано?

– Скажу со всей ответственностью: к презентации проекта государственные деньги, тем более деньги фонда, не привлекались. Это была спонсорская инициатива ряда коммерческих и общественных организаций. Отмечу, что сама идея возведения в XXI веке такого храма-памятника по-доброму поразила архитекторов из-за рубежа, подчеркнув величие нашей страны и то, как бережно мы сохраняем и умножаем наши культурные, духовные традиции.
Наша международная работа продолжается. Мы планируем сделать выставку и презентовать проект храма во Франции, во время проведения в Париже генеральной ассамблеи Международного консультативного комитета. Есть планы по подготовке выставки в Белграде. И при этом тоже ни в коем случае не будут привлечены государственные или народные средства.

– Александр Николаевич, а кто же всё-таки работает в фонде? Что вы можете рассказать о его сотрудниках, специалистах?

– Когда меня назначали генеральным директором фонда, была поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить юридическую базу, разработать и утвердить регламентирующие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, пройти государственную регистрацию, а это огромный блок правовой и организационной работы. Я оперативно привлёк людей, которых хорошо знаю по совместным проектам и в профессионализм которых и умение работать в команде на общее дело верю. Кстати, и я, и вся команда, которую привлёк, зарплату в фонде не получают. Мы все люди финансово состоявшие­ся. А сомневающимся скажу так: во имя доброго дела можно работать с отдачей и энтузиазмом и не за деньги.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда» 

Версия
23 января 2023

Суперхищник - Методы менеджмента и Германа Грефа противоречат интересам финальных собственников Сбербанка?
Телеканал RT
11 сентября 2022

«Первыми идут вперёд»: генерал-майор В.Н. Богатырев — о развитии и боевом применении танковых войск России
Газета "Красная звезда"
15 июня 2022

От них идёт веками свет

Все публикации...













При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.megapir.info обязательна.

Создание и оптимизация web сайта