13 марта 2012 г. в Общественной палате Российской Федерации Комиссия по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов и Комиссия Общественного совета при Минобороны России по вопросам военного строительства и научным исследованиям в сфере безопасности провели общественные слушания, посвященные проблемам, состоянию и преспективам отечественной военной науки.
![](/spaw/images/lib1/UAZ_3629.JPG)
В частности, рассмотрены вопросы совершенствования межведомственного взаимодействия и интегрирования исследований в области военной безопасности, оптимизации механизма взаимодействия Минобороны и ОПК, реформы военного образования, законодательного обеспечения военной безопасности и другие. Открывая заседание, председатель Комиссии ОП РФ по нацбезопасности, заместитель председателя Общественного совета при Минобороны, глава Ассоциации «Мегапир», доктор философских наук Александр Каньшин заявил, что «сегодня у военной науки сложилось довольно сложное положение, которое может привести к катастрофическим последствиям в плане обеспечения обороноспособности России. Военная наука сейчас приходит в себя после тех реорганизаций, подчас необоснованных, которым она была подвергнута в последние годы реформаторами Минобороны». В частности, некоторые военные научные школы за период реформирования были сокращены в четыре-пять раз. Многие из них исчезли безвозвратно, как, например, в области робототехники, беспилотных летательных аппаратов, систем управления и разведки, в создании современных мостовых переправ", - сказал Александр Каньшин.
![](/spaw/images/lib1/UAZ_3690.JPG)
По его словам, многие военные ученые из-за мизерного денежного содержания были вынуждены уйти в запас, а некоторые из них оказались за границей и работают на оборонно-промышленный комплекс Запада. «Большой ошибкой является и то, что сама военная реформа зачастую проводится практически без серьезного военно-научного обоснования и базы. И такое положение требует вмешательства общественности», - подчеркнул Александр Каньшин. Секретарь Общественной палаты РФ, Президент Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт», академик РАН Евгений Велихов заявил, что «в проблемы военной науки должны быть преданы гласности». Как глава Президиума Российской ассоциации содействия науке он выразил готовность к совместной работе с представителями военно-научного сообщества. «Российская военная наука имеет отставание от конкурентов из других стран по разработкам в сфере управления войсками, робототехники и кибербезопасности», - заявил председатель комиссии Общественного совета при Минобороны РФ, член Совета директоров Ассоциации «Мегапир» генерал-лейтенант Рафаэль Тимошев. «Это отставание есть, оно очевидно. Хотя это не фатально», - подчеркнул он.
![](/spaw/images/lib1/UAZ_3737.JPG)
По его словам, для выправления ситуации в этих областях необходимо создавать мозговые центры, творческие лаборатории и аналитические группы. «Эти исследовательские центры могли бы "бить" по слабым местам военных разработок. Необходимо также привлекать для этих целей независимые научно-общественные организации», - подчеркнул Рафаэль Тимошев, который также является президентом Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности "Наука-ХХI". Он сообщил, что «из всех научных кадров, которыми располагает российское военное ведомство, в научно-исследовательских организациях армии и флота трудится 30% специалистов, а 70% находятся в ведомственных вузах, которые занимаются подготовкой офицерского состава». В свою очередь председатель Военно-научного комитета Вооруженных сил РФ, заместитель начальника Генштаба генерал-майор Игорь Шеремет заявил, что военные научные организации Вооруженных сил активно занимаются научными исследованиями по основным направлениям деятельности армии и флота, а также участвуют в проведении НИОКР в рамках гособоронзаказа. «Военные научные организации осуществили порядка 400 НИОКРов, связанных с гособоронзаказом. Их общая стоимость около 500 млрд рублей», — сообщил Игорь Шеремет.
![](/spaw/images/lib1/UAZ_3827.JPG)
Он добавил, что в настоящее время ведется более 300 научно-исследовательских работ, из них две трети находится в подчинении военного научного комитета, а остальные — в НИИ, которые находятся в подчинении других военных органов управления. Игорь Шеремет подчеркнул, что основным планирующим документом по организации научной работы в армии и на флоте является план, который ежегодно утверждает начальник Генштаба Вооруженных сил. «В Генштабе также прорабатывается вопрос о создании военно-научных подразделений в штатах Объединенных стратегических командований "Восток", "Запад", "Центр" и "Юг"», - сообщил он. Как отмечали участники слушаний, сегодня между военной наукой и потребностями войск появился серьезный разрыв. Военная теория не соответствует практике применения Вооруженных Сил, а реформирование Вооруженных Сил и их модернизация проводятся без надлежащего научно-теоретического обоснования. Слабо разрабатываются новые способы ведения боевых действий, недостаточно изучается иностранный и даже отечественный опыт. Не организовано тесное научное взаимодействие между различными силовыми ведомствами и гражданскими исследовательскими организациями (институтами, центрами), которые осуществляют исследовательские проекты в сфере военной безопасности. Отсутствуют эффективные научные исследования таких важнейших тенденций и явлений современного военного строительства, как сетецентрическая война, информационная война, мятеж-война, кибер-война, истинная роль ядерного оружия и ядерного сдерживания. По итогам слушаний после доработки будут выработаны соответствующие рекомендации. Решено также в ближайшее время на площадке Общественной палаты провести отдельные слушания по проблемам военного образования. |